Кассация: при просрочке по госконтракту взыскивается только пеня, а не штраф

26.06.2025

Арбитражный суд Московского округа отменил решения нижестоящих судебных инстанций, удовлетворивших требования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) о взыскании пени и штрафа с поставщика за нарушение сроков исполнения государственного контракта. В кассационной инстанции было разъяснено, что при фактическом исполнении обязательств с опозданием основания для взыскания штрафа отсутствуют, допускается взыскание только пени.

Дело касалось требований Росгвардии о взыскании с поставщика пени в размере около 77 тысяч рублей и штрафа порядка 400 тысяч рублей за просрочку поставки товаров общей стоимостью свыше 8 млн рублей. Задержка исполнения составила почти два месяца. Решениями первой и апелляционной инстанций исковые требования были удовлетворены полностью.

В то же время кассационная инстанция отказала в удовлетворении требований о взыскании штрафа, отметив, что контракт был исполнен, хотя и с нарушением сроков, и не был расторгнут. Просрочка исполнения обязательств квалифицируется как неисполнение, влекущее начисление пени, однако взыскание штрафа за данное нарушение не предусмотрено. Взыскание пени и штрафа одновременно по одному и тому же основанию недопустимо. Кроме того, поскольку размер пени не превышает 5% от цены контракта, применяется процедура обязательного рассмотрения вопроса о её списании в соответствии с Правилами № 783.

Позиция Верховного суда Российской Федерации поддержала выводы кассационной инстанции и отказалась пересматривать дело.

Таким образом, при нарушении сроков исполнения обязательств по государственным контрактам заказчикам может быть взыскана только пеня. Взыскание штрафа возможно исключительно за иные виды нарушений. При этом, если сумма пени не превышает 5% от стоимости контракта, заказчик обязан рассмотреть вопрос о её списании в соответствии с установленными правилами.

Документ: Определение ВС РФ от 05.06.2025 № 305-ЭС25-6430 по делу А40-167943/2024

Источник: ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК