Первая практика применения защитных мер в сфере корпоративных закупок: подходы ФАС России

27.04.2025

В рассматриваемом случае заказчик не имел оснований для предоставления преимущества заявке индивидуального предпринимателя К., так как в данной заявке были указаны товары, произведенные в Китае и Польше, что нарушает положения постановления № 1875.

В другом случае комиссия определила победителя аукциона на поставку товаров в соответствии с постановлением № 1875. Однако победитель указал, что страна происхождения товара — Россия, но не предоставил номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. Это обстоятельство стало основанием для признания жалобы обоснованной.

В рамках еще одного дела Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) установило, что комиссия отклонила все три заявки, отказывая в допуске участникам, поскольку все они указали товары иностранного происхождения (Пакистан и Германия). При этом предмет закупки — ларингоскоп — подпадал под преимущества, предусмотренные постановлением № 1875. Поскольку все три заявки содержали информацию о иностранном происхождении товаров, все участники оказались в равных условиях, что привело к необоснованному отклонению всех заявок. УФАС признало жалобу обоснованной.

В еще одном случае комиссия признала все пять заявок соответствующими требованиям. Однако не было учтено, что для данной закупки действовали ограничения допуска. Только один из заявителей, подавший жалобу, указал номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, в то время как остальные участники указали лишь страну происхождения товара. УФАС отметило, что при проведении закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства, при установлении ограничений допуска, комиссия обязана отклонять заявки поставщиков, не соответствующих требованиям постановления № 1875 по подтверждению страны происхождения товара.

Таким образом, на основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что соблюдение норм и требований законодательства в области закупок, особенно касающихся подтверждения страны происхождения товара, является критически важным для обеспечения честной конкурентной среды среди участников аукционов. УФАС активно контролирует соблюдение этих требований и принимает меры для защиты прав участников закупок, способствуя тем самым соблюдению принципов добросовестной конкуренции.