Правоприменительная практика о территориальном действии лицензий при осуществлении лицензируемого вида деятельности

06.06.2025

**Часть 5 статьи 9 Закона №99-ФЗ** регламентирует, что лицензированная деятельность, осуществляемая на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может проводиться на территориях других субъектов при условии уведомления об этом лицензирующим органам данных субъектов.

**Пункт 8 части 1 статьи 18 Закона №99-ФЗ** уточняет, что внесение изменений в реестр лицензий необходимо при изменении мест, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

В решении Арбитражного суда Камчатского края от 30 сентября 2023 года (дело №А24-2605/2023) было установлено, что лицензия позволяет осуществлять лицензируемую деятельность лишь по адресам, указанным в реестре лицензий, как это указано в пункте 1 части 2 статьи 18 Закона №99-ФЗ. Законодательством запрещается осуществление лицензируемой деятельности по адресам, не отражённым в лицензии, до внесения соответствующих изменений в реестр.

Порядок лицензирования деятельности, связанной с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом средств обеспечения пожарной безопасности, регулируется Положением, одобренным постановлением №1128. В соответствии с пунктом 8 данного документа, если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу, который не указан в реестре, ему необходимо указать этот адрес в заявлении о внесении изменений.

Верховный суд Российской Федерации подтвердил данное понимание в определении от 12 июля 2024 года (дело №А24-2605/2023).

В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2019 года (дело №А81-3905/2019) было отмечено, что в случаях, когда лицензия выдана территориальным органом федерального органа исполнительной власти, положения части 5 статьи 9 Закона №99-ФЗ, касающиеся уведомления лицензирующих органов в других субъектах РФ, не применяются. Также было указано, что требования статьи 18 Закона о переоформлении лицензии при изменении адресов осуществления деятельности не касаются частной охранной деятельности, поскольку такая лицензия действительна на всей территории Российской Федерации и не содержит указанийна конкретные места осуществления деятельности.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил данное решение в своем постановлении от 16 января 2020 года (дело №Ф04-7231/2019).

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 18 февраля 2025 года (№ГР/13587/25) указала, что обязанность уведомления территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возникает только после заключения государственного или муниципального контракта, в сроки, установленные Правилами уведомления частной охранной организацией. Эти правила определяют начало и окончание оказания охранных услуг, а также изменения в составе учредителей (участников), утвержденные Постановлением №498.

Таким образом, для участия в закупках наличие уведомления, а также внесение изменений в реестр лицензий не является обязательным.

В заключение, можно сделать вывод, что требования об уведомлении лицензирующего органа и о внесении изменений в реестр лицензий зависят от специфики лицензируемого вида деятельности и особенностей действующих нормативных актов в соответствующих сферах. Это подчеркивает важность понимания и соблюдения установленных правил для обеспечения законности и корректности осуществления лицензируемой деятельности.