Верховный суд признал незаконным заключение контракта с единственным поставщиком на основании решения правительства субъекта Российской Федерации

28.06.2025

Верховный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность выводов судов нижестоящих инстанций относительно недопустимости заключения государственного контракта с единственным поставщиком на выполнение работ в сфере строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства и линейных объектов на основании приказа или постановления правительства субъекта Российской Федерации. Указанный порядок не соответствует целям, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Основными причинами являются отсутствие обоснованной необходимости, срочности и экономической целесообразности применения данного способа определения поставщика.

В связи с изложенным, государственный контракт подлежит признанию недействительным по иску прокурора с применением последствий недействительности, что предусматривает возврат подрядчиком всех полученных денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации.

При заключении рассматриваемого контракта отсутствует причинно-следственная связь между предметом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, обусловленных экономической ситуацией, вызванной недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Также отсутствуют убедительные обоснования срочности проведения закупки. Заказчиком не представлены доказательства проведения анализа стоимости строительных материалов и иных ресурсов, а также отсутствуют аргументы, подтверждающие необходимость приобретения работ у единственного подрядчика в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления. Кроме того, не доказано отсутствие конкурентного рынка и невозможность либо нецелесообразность применения конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд заказчика.

Договор, заключённый с подрядчиком, не соответствующим установленным требованиям к участникам закупок для государственных и муниципальных нужд, противоречит основным положениям действующего законодательства и нарушает публичный интерес, направленный на обеспечение единого и прозрачного порядка осуществления закупок в государственном и муниципальном секторах. Такой правовой подход согласуется с устоявшейся судебной практикой, что подтверждается, в частности, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2021 года № 309-ЭС21-10522 и от 23 декабря 2021 года № 306-ЭС21-24260.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 02 июня 2025 года №308-ЭС25-3848 по делу №А20-3751/2023

Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 01 июля 2024 года по делу №А20-3751/2023