Федеральная антимонопольная служба России рассмотрела жалобу, поступившую на её собственные действия

18.04.2025

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела запрос котировок для заключения контракта на оказание услуг по эксплуатации помещений и инженерных коммуникаций, а также прилегающей территории в здании ФАС.

В процессе проведения закупки один из участников подал жалобу на действия ФАС. В ходе рассмотрения данной жалобы было установлено, что в извещении о проведении закупки ФАС были предъявлены следующие требования к заявкам:

- Предложения по объекту закупки;
- Документы, подтверждающие соответствие товаров, работ и услуг установленным законодательством требованиям;
- Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

В требованиях к материалам (запасным частям), необходимым для оказания услуг по поддержанию систем объекта, была предусмотрена графа «Значение, предлагаемое участником».

ФАС России пришла к выводу о неправомерности установления требований к участникам закупки касательно предоставления характеристик товаров, которые фактически используются в процессе оказания услуг, но не передаются заказчику.

На заседании комиссии ФАС было установлено, что в состав оказываемых услуг входит восстановление эксплуатационных характеристик замков, дверей и окон (в том числе подгонка дверей к коробке, укрепление дверных петель, регулировка запорной арматуры окон, перестановка личинок и смазка механизмов замков), выполняемое по заявке заказчика.

Однако в описании объекта закупки отсутствовала информация о количестве замков, дверей и окон, что затрудняло оценку объема оказываемых услуг. Недостаток четкого указания на объем услуг ограничивал количество участников в закупке. Кроме того, в описании не был прописан порядок и сроки направления и исполнения заявок, что создавало зависимость исполнителя от решений заказчика.

ФАС также признала обоснованными доводы поставщика о неправомерности следующих требований заказчика:

1. Проведение ежегодного обследования и аудита с учетом срока оказания услуг до 30 апреля 2025 года;
2. Обязанность исполнителя по контракту изготовить паспорт готовности объекта к зимнему и летнему сезона, поскольку контракт исполняется весной;
3. Согласование субподрядчиков, привлекаемых к выполнению контракта.

Кроме того, ФАС отметила отсутствие требования о наличии у исполнителя лицензии МЧС России, что также было признано незаконным.

В результате рассмотрения жалобы ФАС России признала все доводы обоснованными. Итоговый протокол был отменён, и заказчику – ФАС России было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, служба подтвердила необходимость соблюдения принципов прозрачности и открытости в процессе государственных закупок, что способствует более конкурентной среде и защите прав участников закупок.

Документ: Решение по делу № 28/06/105-1915/2025 от 05.03.2025 г.