Закупка медицинского оборудования осуществляется в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ

15.10.2025

Вопрос о возможности осуществления закупки медицинского оборудования в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требует тщательного и всестороннего анализа. Данная норма формально допускает применение упрощенного порядка закупки товаров, однако на практике возникают значительные ограничения, обусловленные спецификой типового контракта на поставку медицинских изделий. Указанный контракт предусматривает не только поставку оборудования, но и выполнение дополнительных услуг, включая монтаж, ввод в эксплуатацию, а также инструктаж персонала заказчика.

Следует подчеркнуть, что положения части 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ распространяются исключительно на закупку товаров и передачу прав на использование программного обеспечения. При этом закупка работ и услуг не входит в сферу действия данной нормы. В связи с этим, если предметом контракта является не только поставка медицинского оборудования, но и оказание сопутствующих услуг, заказчик не вправе применять упрощенный порядок закупки, установленный частью 12 статьи 93 (см. решение Омского УФАС России от 24.10.2024 № 055/06/106-1128/2024).

Вместе с тем, в правоприменительной практике встречаются и иные подходы. Так, Ленинградское УФАС России в своем решении от 01.08.2025 № 047/10/99-1513/2025 не усмотрело нарушений в действиях заказчика при аналогичной ситуации. Тем не менее, учитывая невозможность предварительного ознакомления участников закупки с условиями оказания услуг и извещениями заказчика, позиция Омского УФАС России представляется более обоснованной. Такой подход позволяет избежать ситуаций, при которых победитель закупки оказывается связанным контрактом с обременительными обязательствами.

Таким образом, применение части 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ при закупке медицинских изделий с использованием положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 № 724н, не допускается. Заказчикам рекомендуется учитывать данный аспект при организации закупочных процедур с целью обеспечения их законности и эффективности.


Подписывайтесь на Телеграм-канал ЭТП "СПЕЦТЕНДЕР", чтобы быть в курсе новостей из мира закупок - https://t.me/etpsp